Вороньи скалы

Наконец-то зима закончилась, снег растаял, солнце уже не только светит, но и потихоньку пригревает, и в лесу просыпается жизнь. Пришло время планировать различные прогулки и путешествия на летний сезон. Каждый год я стараюсь посетить места, в которых уже побывал, и которые мне понравились, но есть у меня и пара новых уголков, где моя нога еще не ступала.

Вот в такое место я и решил прогуляться в один из майских денечков. А место это называется Вороньи скалы. В начале сезона надо было размяться в небольших прогулках, да и погоду обещали неустойчивую. И еще весной, пока все не скрылось за густой листвой, будет удобно фотографировать скалы. Эти скалы иногда еще называют "Сокол", видимо, при определенном ракурсе, можно найти в камнях сходство с этой птицей. Да практически на любых скалах можно найти сходство с соколом, или еще с кем угодно, была бы фантазия да наблюдательность.

И способ посещения этих скал я выбрал весьма неординарный - автостоп. Я конечно не автостопщик, но по-другому туда не добраться. Электричкой не доехать, на автобус билет до нужного места не купить, только до Невьянска, ну и еще решил я проверить наших сограждан, так сказать, на безвозмездную помощь. Ну а что из этого вышло, я и предлагаю Вашему вниманию. Надеюсь, читая сей рассказ, Вы сможете представить то, что я увидел в этой прогулке.

На Вороньих скалах нет ворон

Поездка эта планировалась на один день. В рюкзачке у меня лежали обед и ужин, с огурцами-помидорами, с домашним сальцом... Докупил еще полторашку минералки для питья, и вышел на остановку, где и сел в нужный автобус. Надо было доехать до края города, а там уже ловить попутку. В районе переулка Суворовского вышел, и на окраине, на обочине Серовского тракта стал голосовать. Ехать мне нужно было примерно до поворота на Таватуй, чуть дальше, километров 55 от города.

Я решил испытать такой ненадежный вид передвижения, чтобы посмотреть, каковы сейчас люди, готовы ли помочь человеку? Причем бесплатно. Поток машин был большой, но останавливались редко. Я простоял минут сорок пять, и за это время притормозили машин пять. Водители и машины все из простых, иномарок среди них не оказалось. К сожалению, многие из них сворачивали раньше - кто в Пышму, кто в сады... Наконец остановился автомобиль, старенькая Лада, в ней сидели двое молодых мужчин, которые согласились меня подвезти. Я забрался на заднее сиденье, и мы поехали.

Внутри было шумновато, и от звука мотора, и от играющей музыки, так что разговаривать с ними мне не пришлось. По пути поймал себя на мысли, что на велосипеде ездить по такой дороге не интересно - длинная, узкая, машин много, шумно, виды так себе. Уж лучше по колдобистой лесной дороге. Вспомнил, как ездили здесь пару раз на озеро Таватуй на велосипедах - тяжеловато. А на машине до нужного мне места доехали буквально через полчаса, я увидел километровый знак "54" и место разворота. Поблагодарил водителя, и вышел.

Включил навигатор, перешел на левую сторону дороги, и пошел немного вперед, метров триста, там и начиналась лесная дорога в сторону Вороньих скал, но не прямо, а крюком. И все же я решил идти не напрямик, по бурелому, а по дороге, пусть и дальше получится.

Вошел я в лес, и сразу стало хорошо. Погода чудная, рев моторов остался позади, даже воздух чище стал. Настроение было приподнятое. Прошел я метров 150, и у одной из луж увидел след медведя. Да, это был именно медведь, причем с этого места даже было видно проезжающие машины на трассе. Вот кто рассказал бы, я бы засомневался, но своим глазам не верить трудно, да и фото сделал, как доказательство.

Метров через двести пересек просеку, потом еще одну, с высоковольтной линией. Кругом стоял светлый сосновый лес, от мелкой хвойной поросли было много зелени, хотя травка только-только начала зеленеть. И опять след! Видимо мишка рано утром трассу перешел, или совсем его машины не пугают, бродит туда-сюда. Мысль даже мелькнула, а вдруг его увижу, след то свежий. Пошел тихонько дальше.

Лесная дорога была полосатой, как зебра, от падающих теней стволов. Проехать здесь можно было, наверное, только на УАЗике, много ям, колдобин. Лужи встречались редко, и все их можно было обойти по обочине. Иногда чирикали птички, по дороге сновали муравьи из множества муравейников. Легкий ветерок периодически слегка разгонял жару. Комаров, на мое счастье, не наблюдалось.

Примерно к половине двенадцатого и спустя километра три, я подошел к т-образному перекрестку, где стоял навес, столик и скамейка, и рядом костровище. Я сфотографировал это место, и пошел по более широкой и наезженной дороге направо, уже в сторону Вороньих скал. Солнце теперь светило мне в спину.

В лесу трепыхнулось что-то большое, вероятно, какая-то птица типа тетерева или глухаря, разглядеть не успел. А лес был очень приятный - уже повылезала молодая трава, и на ветках показались крохотные листочки. А с другой стороны, все пока прозрачно и далеко просматривается.

Еще через километр я дошел до пересечения с малюсенько речкой Березовка, больше похожей на ручеек в полметра, где еле слышно журчала вода. Там через дорогу была положена гать из бревен, чтоб на машине можно было переехать. Сфотографировал небольшой разлив слева, и перешел речушку. Снял я рюкзак, и немного передохнул, ополоснул руки, чтобы освежиться. Вода оказалась довольно теплой.

Прошел еще немного, и увидел, что эта дорога идет дальше уже левее, чем мне нужно. А прямо, в направлении скал, шла более скромная дорожка, поуже и похуже. И прямо по дороге сверху тек ручей. Но пройти было можно, я и пошел. Вот проехать здесь было бы затруднительно даже на велосипеде. Иногда приходилось обходить мокрые места по бурелому с краю.

Вдоль дороги часто встречались крупные муравейники, где вовсю копошились муравьи, приводя все в порядок после зимы. Ручеек в какой-то момент кончился, и тропа пошла более сухая. Вот здесь я обнаружил прекрасную поляну, где росли подснежники, или первоцветы - с нежными белыми лепестками и ярко-желтой серединкой. Цветки были крупные, эффектные, а стебли у них покрыты мохнатым пушком. Дивная картинка! Конечно, я это сфотографировал.

Метров через сто была еще одна полянка, там стояли несколько пней от пихт большого диаметра, явно срубленных очень давно. И здесь было ответвление тропы налево, прямо к скалам. По пути некоторые деревья были обмотаны красным скотчем, наверное, в качестве указателя на скалы. Я брел по этому пути наверх, подъем пока был не слишком крутым. Кругом стоял замечательный хвойный, смолистый аромат, и хотелось дышать, идти, и даже летать!

В 12.35 я дошел до крутой тропы слева, я сделал по ней первые шаги, и вдалеке сквозь березки уже заметил скалы, до них было метров триста. Через десять минут я уже был на Вороньих скалах, отсюда до трассы пять километров по навигатору. Я радовался, что путь оказался короче, чем я предполагал, и дорога намного легче, чем я рассчитывал. А место оказалось очень красивым. Крутая гора в виде хребта на полкилометра, а на ней узким барьером, не цельным, а островками, вытянулись живописные скалы.

На вершине преобладали березы, и потому лес был такой светлый, прямо прозрачно-солнечный. По контрасту скалы были темные, слоистые, как на Чертовом городище. Когда поднимался наверх, надо мной летала хищная птица, сокол-сапсан, и все кричала хрипловатым отрывистым криком. Как-то уж очень активно она кружила и кричала, я понял, что где-то неподалеку гнездо, и решил его поискать.

Достигнув вершины, я немного отдышался, попил водички, осмотрелся. Пока солнышко создает хорошее освещение, надо было пройтись по всем скалам и сделать снимки. Вершинок было три группы, я поднялся сначала на самые северные. Снял рюкзак, оставил его, взял с собой только фотоаппарат, и пошел. Рядом стояла кучка невысоких камней, всего метр высотой, а вот метров через триста стояла уже большая группа скал, растянутая на 150-200 метров, создавая своеобразную стену.

Обошел я их с восточной стороны по еле заметной тропке. Скалы интересные, с отвесными стенами, иногда даже с отрицательным уклоном. И в конце гряды стоял камень метра два с половиной высотой, с большим козырьком, под который даже человек спокойно поместится. Решил пройти еще вперед, поглядеть, что там еще есть.

Шел я тихо, но все равно под ногами похрустывали палочки, шуршала трава. Рассматривал я лес, и вдруг в трех метрах от меня из какой-то неглубокой ямки вылетает большой, как гусь, глухарь! Увидеть я смог только его хвост - темно-коричневый, с бордовым отливом. Он улетел далеко, так что рассмотреть в подробностях не удалось. А вот ямку я исследовал - она была загорожена с одной стороны камнем и кустиком, выстелена примятыми листьями, сама на солнышке - грелся глухарь, наверное, отдыхал, загорал...

Тропа тем временем пошла с горки, вершины оканчивались. Я развернулся обратно, и пошел, обходя хребет теперь с западной стороны. Там в некотором отдалении взлетел еще один глухарь, намного темнее первого, почти черный. Ничего себе, видно здесь на Вороньих скалах их любимое место. На этой стороне обнаружилось костровище с небольшой стоянкой под отвесными скалами. Свет сюда еще не попадал, потому было здесь темновато.

Дошел до первой гряды, надо было найти ровный пятачок, чтобы посидеть, поесть, а потом позагорать. Но под скалами такого не нашлось, так что я решил подняться и поискать местечко наверху, тем более, там вероятность встретить клеща меньше. Обошел сначала вершину кругом, массив был крутым, сложенным из слоев темного камня, кое-где ноздреватой структуры. Поглядел, где легче забраться наверх. Северная сторона не подошла, я ведь с рюкзаком и фотосумкой, они снижают ловкость. А вот с южной стороны нашлись опорные точки.

Стал я тихонько влезать, и по пути заметил под скалой на камнях маленькие скелетики птичек, крылышки, косточки. А почти уже у самой вершины из-за камня неожиданно взлетела птица, тот самый хищник, что кричал в небе, когда я сюда пришел. Птица и сейчас кричала и летала кругами, и я немного опасался, что она меня будет атаковать, как когда-то одна отчаянная чайка у своего гнезда, которая даже долбанула мне до крови клювом по голове.

Стал я наблюдать, и понял, что кидаться на меня она не собирается, летает высоко и в отдалении. Думаю, дай-ка загляну за камень, откуда она взлетела. Смотрю - там небольшая довольно ровная площадка, а на ней что-то серое, пуховое. А рядом большое, почти как куриное, коричневое яйцо. Я подлез поближе, чтобы сфотографировать, поглядывая на птицу - как бы она меня еще со скалы не скинула...

Осторожно подобрался к площадке, и тут смотрю - серая пуховая масса шевелится. Но на птенцов решительно не похожа, скорее на обрывок шубы. И все-таки это были они! Странно бесформенные, лежат, не в силах даже голову поднять. Наверное, только вылупились. Потом один приподнял головку на слабой шейке, раскрыл клюв и запищал. Всего птенцов, кажется, было трое, но разобрать, где у них хвост, где лапы, было невозможно.

Я сделал несколько снимков, задерживаться не стал - птенцы тяжело дышали на жарком солнце, наверное, надо побыстрее уйти, чтобы родители вернулись прикрывать детишек от палящих лучей. Я слез, и пошел к утесам южнее, где находилась самая высокая точка Вороньих скал. Поднялся, обнаружил там довольно большую, ровную, присыпанную хвоей площадку. Кое-где лежали брикетики помета сеноставки.

Я прошел к краю, и решил, что здесь и расположусь на обед и отдых. Из-под одного камня пулей вылетело чье-то тельце, и, мелькнув, тут же скрылось, я даже понять не успел, кто это - то ли мышь, то ли кто покрупнее. Присмотрелся в ту сторону, куда шмыгнула эта тень, и в тени разглядел бурундука, пока он не скрылся в камнях, мелкий такой. Я сел, пообедал домашней шаурмой, закусил вкуснейшим овсяным печеньем, и покрошил крошек для бурундука. Он же вернется сюда, может, и угостится.

Мимо проходил крупный и сильный горный муравей, ему я тоже предложил крошку печенья. Он ее взял с моего пальца, поел немного, и поволок в муравейник свой трофей. Вокруг была тишина, покой, полное умиротворение, только порхали мелкие птички, иногда пролетали дрозды и дятлы. Видно было, в основном, вершины деревьев. Вот с вершины, где я видел гнездо соколов, вид открывался пошире, даже было видно озеро Таватуй.

Разделся я и прилег позагорать на полотенце, солнце к этому активно приглашало. Наверное, и подремать удастся... Повалялся я в свое удовольствие, потом посидел, потом снова полежал. Что-то не спится. Но кругом очень приятно, так что вставать не тянет. Словно на высокой террасе среди весеннего сада. Но за зиму я так привык все время что-то делать на компьютере, что и сейчас взял телефон, и решил послушать небольшой видеоурок, минут на двадцать всего.

Я еще долго сидел в этой тишине, но часа через полтора, решил что пора и честь знать, хватит лентяйничать. Надо вставать, брать фотоаппарат и идти искать хорошие кадры. Оделся я, переобулся в кроссовки. Очень хотелось пить, а с собой у меня было только полтора литра воды, приходилось экономить, так что жажда напоминала о себе. Я даже пожалел, что по пути сюда не напился у ручья. Собрался я, и спустился со скалы. И на спуске заметил какое-то движение... Пригляделся - бурундук. Хотел я его сверху сфотографировать, но он спрятался под камень. Уже внизу я подошел к тому месту - смотрю, сидит. И успел сделать несколько снимков, пока он думал, как от меня убежать.

Вышел я снова на западную часть Вороних скал, чтобы поснимать при другом освещении. Но снимать их было непросто, потому что южная гряда была длинной, и в кадр не помещалась, пришлось делать много снимков, чтоб потом сшить панораму. Нашел у скал еще пару подснежников, очень живописно растущих, тоже сфотографировал. Нравятся они мне ужасно! Даже не верится, что такое совершенство настоящее, как пластиковые... Небо к этому времени затянуло облаками, стало душно. Пришлось даже пожертвовать немного минералки, чтобы обтереть лицо и руки, освежиться немного.

Я еще разок поднялся на скалу - вдруг что новое увижу. Надо мной снова летали с криками соколы. Сделал еще несколько снимков их птенцов - в этот раз они совсем не шевелились, то ли спали, то ли поели и устали. На мое деликатное покашливание не реагировали - это я хотел, чтоб кто-нибудь голову поднял, что ли... С вершины кроме окрестных лесов виднелась гора Березовая, до нее примерно километр, но скал на ней нет, только наверху большие камни, не эффектно. Различалась немного дорога в низинке, кусочек Таватуя. Откуда-то наползла целая куча больших черных муравьев, которых днем здесь не было.

Уже была половина седьмого, пора ужинать. Я перекусил огурцами-помидорами и салом с хлебом. Пора было спускаться с горы, и двигаться в сторону трассы. Прошел этот путь до лесной дороги быстро, и не спеша побрел - времени еще много, торопиться некуда. В какой-то момент мне показалось, что впереди на дороге сидит крупный глухарь, я выхватил фотоаппарат, приблизил... а это просто бревно торчит. Разочаровался.

Иду дальше. Вижу - медленно летит над дорогой что-то большое и черное, я подумал, что это жук. Взмахнул пару раз рукой, и постарался его поймать, чтобы рассмотреть. И тут он... рассыпался! Снова иллюзия - это летели, сцепившись между собой несколько мух, и от моей руки быстренько разлетелись в разные стороны. Еще попались на грязи отпечатки крупных следов не то собаки, не то волка. Обратил я внимание, что вот уже конец мая, а на многих деревьях почки еще даже не проклюнулись, поздняя нынче весна.

Дошел до поляны, где растут подснежники, снова любовался на них, ведь так редко встречаешь эти цветы. Красивые, нежные. Понюхал - почти не пахнут, только глаз радуют. Видел недалеко от дороги невысокий столбик, ровно спиленный, очищенный от коры - на такие столбики охотники ставят солонки для приманивания зверей. У ручья умылся, напился, сразу стало свежее, даже пошел намного бодрее. Лес здесь был сыроватый, глуховатый, с завалами. И это ведь еще без зеленых зарослей травы и кустов, а летом будет совсем чаща. В лесных дебрях квохтали дрозды, и уже начала печально попискивать какая-то ночная птичка.

Дошел я до развилки с навесом и столиком, откуда дорога уже поворачивала к трассе. Было около половины восьмого вечера. С очередного пригорка уже стал слышен шум машин с Серовского тракта, и спустя несколько минут я вышел на местечко, оборудованное для пикников - лавочка, столик, навес, бачок для мусора. До обочины оставалось метров сто. Я обернулся, кинул последний взгляд на лес, попрощался с ним тепло... Сегодня прогулка получилась удачной, даже ни одного клеща не встретилось! И погода дивная выдалась.

В восемь часов я вышел голосовать, выбрал удобное место, чтобы и меня было видно, и водителю притормозить можно, засек время, когда удастся поймать попутку. В этот раз машина забрала меня буквально через десять минут, остановился молодой парень, и согласился меня подвезти. В пути поболтали с водителем, кто где был, кто что видел... Так что через полчаса я уже стоял на остановке, кажется "Сварщиков" называется. Сел в автобус, и скоро уже был дома.

Прошел я сегодня около 13-14 километров, от трассы до Вороньих скал всего пять с половиной километров, недалеко. Я даже не устал. Место прекрасное, доехать попуткой довольно легко, дойти тоже нетрудно, звери-птицы водятся всякие. Со скал шума от трассы совершенно не слышно. Фотографии получились хорошие, что тоже приятно. Так что все удалось.

Как добраться до Вороньих скал

Самый удобный способ попасть в те места - со стороны Серовского тракта. Можете также как я, автостопом, а если у Вас свой автомобиль, то можно доехать до места, где дороги сближаются, на карте это видно, там есть разворот. Это прямо перед знаком "54 км". Переходите на противоположную полосу, идете навстречу движению, и примерно через 300 метров налево будет съезд с трассы. На машине там не проехать - перекопано, да и ни к чему на машине по лесу...

Заходите в лес и идете по этой лесной дороге все прямо, будет пара просек, и примерно через 2 км. увидите беседку, у которой поворачиваем направо. Дальше по пути будет речка Березовка (внизу на фото).

Двигаемся дальше, дорога уходит влево, но нам прямо, и когда слева увидите тропу, которая уходит с основной дороги круто на гору - поворачиваем. По тропе буквально 500 метров, и Вы на вершине Вороньих скал.

Можно сюда добраться и от Верх-Нейвинска. Сначала до садов "Металлург", подробнее на страничке «Скалы Семь братьев», а от садов по дороге сюда 10 км. Пешком далеко, а на велосипеде - дорога не очень подходящая, лужи, грязь. Но в принципе, ничего сложного, прогулка по лесу - тоже хорошо.

Ну а зимой можно дойти до Вороньих скал по льду Верх-Нейвинского пруда, от станции Мурзинка.

Карта дороги до Вороньих скал

Фотографии с прогулки на Вороньи скалы

Серовский тракт
Лесная печка
Бурундук - скалолаз
Могучая стена
Речушка Березовка как из крепкого чая